Простые истины

«Школа, школа, школа», – только про нее в блогах и пишут. В бескрайних просторах Интернет-новостей тоже про «Школу». А если включить телевизор, там как раз эта «Школа» и идет… «Школа» – новый телевизионный сериал о мире четырнадцати-пятнадцатилетних детишек, которые находится в весьма сложном возрасте – переходном. Но подчеркну: сериал не о переходном возрасте, а о детях переходного возраста, а еще об их родителях и учителях, одним словом о целом саморазвивающимся мире, который можно было бы описать одним словом – «Школа».

Школа: pro et contra

Взялась снимать сериал о непростой жизни девятиклассников Валерия Гай Германика, заслуженно получившая изрядную долю славы за художественный кинофильм «Все умрут, а я останусь», а также за документально-игровые ленты «Мальчики» и «Девочки». Оно и понятно, почему снимает именно Германика: подростковая тема ей не чужда, хотя сама она не очень-то этим довольна и, по ее словам, хотела бы снимать что-то другое. Думается, что после такого грамотного паблисити Германике дадут снимать это самое «что угодно», то есть все, что ей только заблагорассудится.

Несмотря на то, что я свято верил, что в школу, которая давно окончена, не вернусь, приходится-таки туда возвращаться: то есть приходится смотреть сериал, который уже после первой серии стал главным предметом обсуждения небезразличной к социальной жизни теле- радио- интернет-аудитории. Так что после «шумихи», поднятой вокруг сериала, пришлось срочно знакомиться с сериалом.

И что же говорит эта самая теле- радио- интернет-аудитория о сериале? Если попытаться обобщить разноголосые отзывы, то точек зрения на сериал всего две. Первая «ботаническая». Учителя, примерные родители и их еще более примерные дети-ученики (известные также как «ботаны» или «ботаники» – прозвище, которое они справедливо получают за свою неукротимую страсть к учебе) считают, что сериал искажает правду о том месте, где они получают знания и жизненный опыт.

Также думают и некоторые чиновники, которые с большим вниманием относятся к инициативам власти и переживают за то, что в «Год учителя» показывают такие нелицеприятные для учителей сериалы. Так, глава департамента образования Москвы Ольга Ларионова выступила резко против показа сериала на Первом канале. Более того, не только на Первом, но и вообще на ТВ. На днях на заседании столичного правительства Ларионова заявила, что таких передач на телевидении быть не должно, ведь в «Год учителя», по ее мнению, требуется массированная поддержка учителей в СМИ, а не их дискредитация. В целом протестующие и одновременно следящие за сериалом зрители «в интернетах» пишут, что в спортивной форме в школе ходить нельзя, курить у парадных дверей запрещено, а хамить учителям – просто брать смертный грех на душу.

Вторая точка зрения – «гопническая» («гопниками» часто называют людей интеллектуально слабо развитых, ругающихся матом, а также курящих «сиги» и регулярно потребляющие напиток «Ягуар» и его аналоги типа «Вертолет» или «Отвертка»). Ученики российских школ, которым не выпало счастья ходить в строгой школьной форме «делового стиля», быть «шуганными» директором с крыльца за то, что они на нем курят, а также обходиться с учителями ласково и обходительно, а также их родители говорят, что все показанное в кино – чистая правда, порою даже чрезмерно приукрашенная и прилизанная. Впрочем есть и такие, кто утверждает, что никаких прикрас в фильме нет. Как написано об этом в «интернетах», сериал этот «псевдодокументальный»: съемка напоминает любительскую, а речь и поведение героев в кадре приближены к реальной жизни.

Итак, как быть в таком случае, когда одни говорят «А», а другие «не-А». Элементарные законы классической формальной логики говорят, что «А» и «не-А» одновременно существовать не могут. Для того, чтобы разобраться в том, как же все-таки эти «А» и «не-А» сосуществуют давайте мысленно перенесемся в самый конец 1990-х годов.

«Простые истины» 2010 года

Если кто помнить, то десять лет назад, в 1999-2000 годах, на телеканале «Россия» уже показывали сериал о школьниках и их жизни – добрый, чистый, одухотворенный – и далеко не приближающийся к реальной жизни. На титрах его звучала совершенно пропагандистская и до боли пафосная песенка «Среди зеленых трав…». Дети все были умненькие и воспитанные, чистенькие такие, ухоженные, максимально неестественного вида, а самым отталкивающим персонажем в сериале был хулиган «Гриндерз», все хулиганство которого сводилось к тому, что он ходил в одноименных ботинках. Надо сказать, отличный сериал, и я, будучи школьником, его смотрел… не без постыдного удовольствия (это примерно то же, что испытывать страсть к пышным классическим мюзиклам вроде «Звуки музыки» – страсть, которой справедливо стыдится словенский философ Славой Жижек).

И что? Буквально спустя декаду, уже на Первом канале, вновь стали показывать сериал про школу. Но уже не такой приторный и неестественный, а вполне реалистичный. В этом сериале ученики сложные – напористые, хамоватые, нигилисты. Если угодно, «Школа» - прямой антипод «Простых истин», эдакий его злобный брат-близнец. «Простые истины» почти ничем не отличался от типичных сериалов в стиле «социальный заказ» вроде «Ментов» и «Солдат». После просмотра этих сериалов многие к милиции проникались уважением, некоторым хотелось служить в армии (и непременно прапорщиком), а кое-кому даже в школе учиться. Однако время шло, и на экранах появлялись такие сериалы в стиле «полнейшая безвкусица», как «Барвиха» и «Универ». Здесь уже не было ни социального заказа, ни художественного достоинства, ни сюжетной канвы – ровным счетом ничего. Такое даже и ругать-то неприлично.

И вот в начале 2010 года выходит «Школа», снятый максимально реалистично, порой даже натуралистически, сериал. Что произошло за эти десять лет? Российская общеобразовательная школа окончательно деградировала, и теперь никакой пропагандой делу не поможешь? Или наоборот – положение дел в системе общего среднего образования настолько исправилось, что теперь можно не заниматься пропагандой и показывать все без прикрас? Или люди поумнели и теперь могут воспринимать увиденное не как злобный памфлет или навет, а как предупреждение? Или, может, чиновники, далекие от реальных школ, увидев сериал, задумаются и что-нибудь сделают для того, чтобы исправить существующее положение вещей? Или что вообще? Что произошло? Что вообще там показывают «такого»? Секс, насилие, наркотики?

Во второй серии одна из героинь сериала, из-за серьезной болезни вынужденная обучаться дома, задает вопрос учителю по химии: «А правда, что в современной школе много насилия, секса и наркотиков?». И действительно, много ли? Если судить по увиденным сериям, то можно сказать, что наркотиков нет (во всяком случае, пока нет), насилия – очень мало (да и то, это не насилие, а смех), а секса – и того меньше – три любительских фото, выложенных в «интернетах», на которых и рассмотреть-то ничего нельзя.

Но дело не в этом. Протестующие против демонстрации сериала пишут, что показанное – это неправда. И здесь мы вновь должны вернуться к логике. Дело в том, что далеко не всем выпала удача обучаться в школе, где вахтерши не были бы алкоголичками, где ученики были бы «божьими одуванчиками», где ходить было принято в деловых костюмах, а не в «трениках», куда не пускали ребят с улицы. Сериал кажется неправдоподобным тем, кто учился в школах престижных и элитных.

А вот большинству, проведшему от 9 до 11 лет в таких школах, как показанная в сериале, а может и хуже, и не московских, а провинциальных, «Школа» не кажется нереалистичной. »У тебя такая школа была?», - поинтересовался я у ровесника, смотревшего сериал. Тот задумался и, поразмыслив, сказал: «Ну, что у нас на крыльце не курили. Бегали за угол». И точно: в моей школе тоже на крыльце не курили, а бегали за угол, под окна директора. А в остальном по Первому сейчас показывают мой девятый класс. Так что, думается, «гопническая» точка зрения объективнее и честнее.

И потом, если вспомнить ВСЕ сериалы отечественного производства и хорошенько на них взглянуть, разве не берет тоска? Так почему бы вдруг не показать сериал, который, по крайней мере, эстетически не омерзителен? Да, он довольно грубоват и шероховат, но он не безвкусный, в отличие от большинства своих собратьев. Да, в нем есть что-то такое, что может оскорбить, но тогда почему бы просто-напросто его не смотреть, или смотреть, но не его. И, в конце концов, почему на протяжении нескольких лет можно убивать население России «Домом-2» и не показывать вполне себе приличный сериал? Или кому-то не нравится, что его показывают по Первому каналу?

Сериал этот заслуживает внимания и должен быть показан по Первому. Это – простая истина.

Print version

Обсуждение

20 января 2010 г. | 13:25
Вы плохо представляете разницу между зеркалом и увеличительным стеклом. Зеркало - только отражает, что мы и видим в сериале "Школа". А увеличительное стекло - оно увеличивает и позволяет рассмотреть подробности невидимые простым глазом. Вот этого в сериале "Школа" нет и в помине - только голая констатация фактов.
Где причины происходящих событий, где истоки формирования таких характеров героев? Где подробности не видимые простым взглядом? Нету их!
Только голая действительность, документально запечатленная. Можно было и не париться со сценарием - просто взять данные с камер видеонаблюдения, расставленных на этажах (классах, туалетах) типовой школы, убрать длинноты, добавить звук и вуаля! - сериал готов.
20 января 2010 г. | 8:00
Как там у Маяковского..." Искусство не зеркало, а увеличительное стекло"! так о чем речь? Не всем нравится Увеличение? так "свободу" творчества ещё НЕ ОТМЕНИЛИ! А многие ситуации в "Школе" так с натуры, не нравится "зеркало" не чего пенять!
18 января 2010 г. | 2:18

Игорь Екимов,
Вам полный зачёт. Можете спокойно переезжать в Финляндию. Я там был один раз летом и один раз - зимой. Летом мне понравилось, а зимой не очень ...
18 января 2010 г. | 0:07
ВКС,

мой анекдот на финском:

Ensimmäinen syyskuuta. Vanhemmat kiskovat ekaluokkalaista kouluun. Isä – toisella puolella ja äiti – toisella puolella. Ja hän riistäytyy ja huutaa:
- Kymmenen vuotta! Miksi?!
:)
17 января 2010 г. | 20:06

Игорь Екимов,

А слабо Вам пересказать Ваш анекдот на финском языке?
17 января 2010 г. | 19:30
eded
16 января 2010 г. | 14:42
Я не тот Виталий
16 января 2010 г. | 14:41
ЗРИТЕЛЮ
Формула хороша. Это то, что нужно для художественной литературы и кино, где рассказываются как бы поучительные истории, которые помогают человеку понять сложные моменты своей жизни, распутать какие-то клубки, а главное - найти правильный путь и попытаться стать добрым человеком. Кино и художественная литература это не журналистика, а другой жанр. В художественных шедеврах эта формула очень тонко зашифрована, 3 часть не обязательно должна присутствать, важно стремление героя к хорошему, его нравственный выбор, может быть намек на 3 часть. Центральная часть самая важная - зрителю предлагается встать на нравственный путь, идти путем добра и тем самым обрести покой в душе, радость, по-другому взглянуть на жизнь. И пусть кругом рушится мир, но человек, понял главное, что нужно всегда действовать по совести, перестал метаться, спокойно зашагал по жизни, преодолевая трудности. Если посмотреть с христианской точки зрения - обрел Бога и Царствие Небесное в душе.
16 января 2010 г. | 12:37
ВИТАЛИЮ

Нет, я считаю, что дети и внуки у меня будут, но тут дело в чём: я подумываю свалить в Финляндию насовсем, а там школа совершенно другая.:)
16 января 2010 г. | 9:21
Ночью посмотрел "Все умрут, а я останусь". Приношу извинения за прежний комментарий. Фильм считаю откровенно хорошим. В японском языке есть понятие "ва", оно обозначает что-то вроде непосредственного, общего, неанализируемого впечатления. Если оно - есть, то ругать произведение бесполезно, можно критиковать за определенные сцены или приемы, если "ва" нет, то бесполезно хвалить. Невзирая ни на какие "авторские находки". Если эта самая Гай Германика не станет режиссером одной темы и, тем более, одного фильма. Если у нее хватит сил сделать следующий удачный шаг. Если, наконец, это она. Мы имеем шанс получить очень хорошего, настоящего кинорежиссера.
15 января 2010 г. | 22:04
Автору

Говорите, есть только 2 варианта поскольку больше ничего не дают ? Ну так даже оставаясь в этих заведомо узких рамках вот вам еще 2 других варианта. 1 - смотреть и розовое и коричневое телевизионное г... 2 - не смотреть ни того ни другого, книжки, например, вместо этого почитать.
15 января 2010 г. | 19:48
Да, в этом сериале про школу нет никакой мистической правды жизни, но не факт, что таковой вообще нет.
О чем вы спорите, господа и товарищи - в чем предмет спора?
Бывает ли так - то, что мы видим по ТВ, видео, на фотографии, я ен говорю уже о художественных произведениях, произведениях искусства в любых его формах?
Скажем так, картинка - это одно, а видение, которое оно вызвало у некоего зрителя - это другое (вот отсюда диалог автора и зрителя зарождаетсяи возникает - соответствующий механизм срабатывает).
Теперь представим себе диалог между зрителями (каждому что-то или не богвестьчто привиделось, так еще и словами это нечто надо описать толково - тоже не всякий сможет, чтобы тебя другие правильно/адекватно поняли и восприняли) об их видениях - разговор (диалог зрителей) становится и вовсе проблематичным, ибо увидели они разное и каждый рассуждает о том, что смог узреть.
Вобщем правда, как это обычно бывает, - она у каждого своя. Более того каждый чел со временем меняется и меняется его правда - и это тоже норма, т. е. обычное дело.
Мне авторский текст понравился сам по себе - не шедевр, но сделан добротно и по теме.
Меня нынешняя школа уже не волнует, ибо теперь это место оказания образовательных услуг, если кто забыл или не знает до сих пор. Как в России поставлено дело по оказанию услуг - это все знают, особенно когда услуги бесплатные (справку там получить или консультацию какую бесплатную в гсоучреждении давно не случалось?).
Воспитание молоди - не является теперь функцией государства и даже заботой - оно обязано только создавать и поддерживать условия для этого (скажем оснащать школы по-современным стандартам, учителям платить побольше, обеспечивать школы кадрами - готовить их - все по современным принятым в государстве в качестве таковых стандартам).
Социализация в целом молоди как она возможно (подчеркну - в о з м о ж н о) и происходит в нынешних гособразовательных учреждениях - об этом в произведении "Школа" расказано с показом (самый доходчивый метод - рассказ с показом), причем заведомо в жанре телесериала.
Повторюсь, поскольку ничего мистического я не смог узреть (ну, не привиделось мне ничего такого высокого и/или потустороннего) сколько не всматривался и не вслушивался (а было это не более 5-10 минут), то ничего не смогу высказать по существу затронутой темы (о школе для молоди) - есть какое воспитание в нынешней школе (в высоком МИСТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ этого, ибо никто и никогда не сожет точно скзать как и когда оно вдруг происходит - научение человеческому, пробуждение его в человеческих детенышах) или этого напрочь в современной обычной (типичной) школе уже точно нет.
За сим оставляю возможность другим осветить проблему в реалистическом плане - светом рационального ума и логической истины.
15 января 2010 г. | 18:45
Есть социальный заказ на русофобскую чернуху, в "Школе" он и выполняется. Да, в жизни встречаются выродки среди учеников, учителей и родителей, но в определенной концентрации. Ложь фильма в том, что концентрация доведена до 100%. Фильм сделан под документ, этого требует пропагандистская задача. Режиссер Германика делает русофобскую карьеру, как и Пауль Лунгин. Это хорошо. По ним можно выяснить, кто конкретно дает им деньги на русофобию и награждает их премиями. Как явление искусства такие фильмы ничтожны, как агитки успешно служат заказчикам. В принципе, здесь должна работать 282 статья, но власть применяет её только против русских.
15 января 2010 г. | 18:35
1) Это плохо, вот как это плохо. 2) не отчаивайся, вот что надо делать, чтобы все было хорошо. 3) Вот уже и все хорошо.
15 января 2010 г. | 18:31
Кино и литература всегда учат людей, героям подражают. Если показывают плохое, всегда показывают выход, как и что надо делать, чтобы было хорошо. Чему учит "Школа"? (я не видел и не знаю) Если там одна констатация факта, то это вызывает у людей депрессию, отчаяние, а подростков и детей сбивает с дороги, показывая плохое как норму. Где-то читал, что формула любого произведения искусства такова: 1) это плохо, приводит к плохому 2) не отчаивайся, потому что если ты будешь делать хорошее, то все будет хорошо 3) все хорошо
15 января 2010 г. | 17:31
Видите ли, какая штука: классическая, тысячелетиями ТРИЕДИНАЯ отработанная формула судебной присяги гласит: 1) говорить правду (не искажать истины, не врать), 2) всю правду полностью (не скрывать неудобных фактов), 3) ничего, кроме правды (не разбавлять истины домыслами, ложью и эмоциональными оттенками). Наши правдолюбы, на какой бы позиции они ни стояли, аргументируют, обсуждая в лучшем случае 1-е 2 пункта, а стандарт — 1-й пункт, только. Нас постоянно обманывают, втягивая в дискуссии по такой вот сокращенной схеме. В концентрированном виде, без упоминания нормы и просто среднего уровня упоминание о армейских безобразиях дает шок. То же самое делалось во второй половине 80-х — начале 90-х, чтобы убедить нас, что все предыдущее — Ложь, Кровь, Бардак, Ужас без просвета, Рабство, Провал, Идиотизм, а сами мы — воры, пьяницы, безрукие неудачники, тупоголовые рабы и прочее, и прочее, и прочее. Во вранье бы мы не поверили, дураками нас не называли даже англичане с поляками, а вот когда так. Это ж все — Правда! Фишка тут в том, что далеко не вся правда полностью. Кислота при высокой концентрации — проедает за раз железо, при средней — помогает нам переваривать пищу, при меньшей — вкусовая добавка, а при еще меньшей не чувствуется. Вранье — это, в том числе, когда подают отдельные факты в неразбавленном виде, имея целью создать превратное впечатление. «Школа» — это как раз тот случай. Что, эта штучка с серьгой в ноздре (Гай? Германик?) болела за состояние школы в Россиии? Не. Она хотела навонять до небес, устроив себе роскошный p — r, в чем и преуспела благодаря нам, лохам, специально предназначенным для разводки, НЕВЗИРАЯ на интеллект и образование, просто в силу нашей глубочайшей социальной наивности. Итак — это ВРАНЬЕ, составленное из заботливо подобранных ПРАВДИВЫХ фактов. Есть фантастический рассказ, американский, у нас он был бы невозможен: "Честность — лучшая политика."
15 января 2010 г. | 17:13
К сожалению, "дерьмо" (ни то, ни другое) никто не канализирует, а потому следует согласиться с радикалом - у нас есть только выбор из одного или из другого.
15 января 2010 г. | 17:09
Ай, спасибо! Важная деталь, которой не хватает в определении. По умолчанию добавляем и его.
15 января 2010 г. | 17:07
У Фому Аквинского есть то, что он назвал дилеммой "два рога". На самом деле не всегда все представлено в виде двух рогов, часто мы можем видеть, что один рог сломан или подпилен и т.д. Я не стал писать об этом в конце, но именно то я и хотел сказать, что две точки зрения на сериал, доведенные до крайнсоти намеренно, - это не "а и не-а", а две разные позиции, которые сосуществуют в виду со-существования раных школ. Но таких школ, которые показаны в сериале, реально больше. Вы привязались к пустякам и уводите разговор в другую сторону. Но это пусть, пожалуйста. Всегда, пожалуйста.
15 января 2010 г. | 16:52

"Элементарные законы классической формальной логики говорят, что «А» и «не-А» одновременно существовать не могут."

Автор или негодяй или идиот. По всей видимости, он никогда не обращал внимание, что телевизионные прогнозы погоды указывают для температуры не одну, а несколько разных цифр, то есть "одновременно говорят «А» и «не-А»". На самом деле разные температуры в прогнозе погоды указываются для разных мест. Очевидно, что и школы отличаются одна от другой. Так, что "«А» и «не-А»" могут существовать одновременно. Я думаю, что автор не такой уж идиот, чтобы не догадывается об этом. Значит остается только одна возможность - автор отпетый негодяй.

В США аналогичные проблемы решаются просто - на основных каналах показывают то, "что нужно показывать", а вся гадость идет по кабельным каналам. Другими словами: для того, чтобы смотреть гадости, нужно платить деньги.
15 января 2010 г. | 16:51
Игорю

Вы расчитываете, что детей и тем более внуков у вас никогда не будет ? Или они не будут ходить в школу ? Потому что если будут - то до определенной степени в школу попасть таки придется.
15 января 2010 г. | 16:51
Статья правильная. Единственное о чем забыл сказать автор в своем определении гопника, так это о том, что гопника-обыкновенного (gopnik vulgaris по древнеримской латыни) отличает любовь к "семачкам" или "сэмкам", которые он любить лузгать в перерывах между аркогольными коктелями и опусканиями "лохов".
15 января 2010 г. | 16:01
Фильм "Школа" я не смотрел, но хочу рассказать по теме один весёлый анекдот.

1 сентября. Первоклассника силой тащат в школу: папа за одну руку, мама за другую. А он вырывается и орёт:
- Десять лет! За что?!

Вот примерно так же относился к школе я сам. И мне очень приятно, что больше я туда не попаду.
15 января 2010 г. | 14:23
Радикалу. Я считаю, что жизнь так не устроена. Несмотря на то что нам усиленно втюхивают именно черно-белую точку зрения.

В данном телевизионном случае. Если эти с позволения сказать творцы по-другому не могут - значит надо заменить самих творцов. Отправив их вслед за их творчеством - в канализацию. Не вижу смысла оплачивать говновидение из чьего угодно бюджета, особенно государственного.
15 января 2010 г. | 14:02
Ну как же вы не знаете, что жизнь устроена так, что мы обязательно должны выбрать либо "большую клизму", либо "сендвич с дерьмом"? Нет недерьма. Вы же сами спрашиваете: не умеют делать не-дерьмо? Ответ: не умеют. Все дело в том, какое дерьмо выбрать - то или это.
15 января 2010 г. | 14:00
Сериал "школа" это реализация первым каналом желаний и фантазий реальной проститутки и агентп ЦРУ (рельных деятелей пятой колонны)
15 января 2010 г. | 13:53
Ну как же нет третьей точки зрения когда она есть. И заключается в том чтобы дерьмо не потреблять. А отправлять его куда положено - в канализацию.

Но такая точка зрения, что выбор есть лишь между, грубо говоря, Ранетками и Школой - имеется и усиленно внедряется. Производителями дерьма и их адвокатами. А что им еще остается. Другого-то они не умеют...
15 января 2010 г. | 13:53
Напрасно иронизируете. Русские "чернушники" именно "Дырку" и снимают на разный лад. Что Волчок, что Помощь, что балабановские "шедевры". Так что Ваше предложение может утонуть в море талантливых и интересных проектов. Надо бы, чтобы непременно там что-то свеженькое бЫло.
15 января 2010 г. | 13:45
И еще. Не мною подмечено, но самым кассовым фильмом будет дырка в стенке женского туалете.
Приглашаю всех желающих написать рецензию на данный фильм - это будет шедевр! Уже сейчас предвкушаю псевдокультурулогические обороты речи!
А Гай-Германик дарю этот сценарий. И название такое же короткое - "Дырка". Ну типа "Школа", Дом" и проч.
15 января 2010 г. | 13:36
Задайте простой вопрос "Зачем?" и всё сразу встанет на свои места.
Зачем показывать сериал "Школа" в прайм-тайм на Первом? И ответ тут же подскажет вам для чего он снят и какие цели преследует.
15 января 2010 г. | 13:33
Нет третьей точки зрения. Всегда есть черное и белое. Если руки моете с мылом, чай уже без сахара. Так что выбирайте.
15 января 2010 г. | 13:25
А что, может быть только две точки зрения, ботаническая и гопническая ? Ну так вот вам третья :)

Защитники данного произведения говорят - "это правда жизни, вы что против правды ? Вы хотите только розовые сопли про лакированную жизнь ?"

Тем самым производится "типичная подмена понятий" (c). По типу "Вы перестали пить коньяк по утрам ? Отвечайте - да или нет ?" То есть зрителю на выбор предлагается два вида дерьма: одно - покрытое розовой краской, лакированное и дезодорированное (или даже сбрызнутое духами), другое - натуральное, коричневое, пахнущее, привлекающее внимание. И между ними предлагается выбирать. А о третьем варианте - показать НЕ ДЕРЬМО - как-то забывают. Впрочем, видимо, телевизионщики наши "не дерьмо" снимать просто разучились :(
15 января 2010 г. | 13:01
C автором во многом не согласен, но статья интересная. Понравилось выделение ботанской и гопнической точек зрения.
15 января 2010 г. | 12:51
Автор, прочтите вот это: http://gazeta.ru/culture/2010/01/12/a_3310673.shtml. А еще лучче - вот это: http://yarcenter.ru/content/view/27324/171. Первое - объективное, а второе - гениальное.
 
 
 
 
 

Нина Дмитриева о "Философском пароходе"

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Читайте третий выпуск рабочих тетрадей "Русского журнала" в *.pdf.-версии.

Новая политическая стратегия в Послании Президента Дмитрия Медведева. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

Победители и проигравшие местные выборы 11 октября. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

1999–2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

Эдуард Шеварднадзе. Когда рухнул железный занавес. Встречи и воспоминания. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Пол Кругман. Кредо либерала. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Война и мир Дмитрия Медведева. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Славой Жижек. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Джон Гэлбрейт. Экономика невинного обмана. Правда нашего времени. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Вальтер Зульцбах. Два корня и формы евреененавистничества. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Фарид Закария. Постамериканский мир будущего. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Кирилл Бенедиктов. "Союз правых сил" Краткая история партии. М.: Издательство "Европа", 2009.